Меню

Туристический катамаран сшить своими руками



Самодельный катамаран

Многие задаются вопросами: “Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?” можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

Первый вариант

Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов?
Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

Основные параметры малого катамарана:

  • Длина наибольшая, м – 2.43
  • Ширина наибольшая, м – 1.34
  • Ширина корпуса, м – 0.30
  • Осадка со швертом, м – 0.42
  • Осадка без шверта, м – 0.13
  • Вертикальный клиренс, м – 0.23
  • Полное водоизмещение, кг – 120
  • Вес, кг – 40
  • Площать парусности, м2 – 5.3
  • Площадь смоченной поверхности, м2 – 2.1

Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

Второй вариант

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

  1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
  2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
  3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
  4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.
Читайте также:  Как сшить брошюры в книгу

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

  • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
  • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
  • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
  • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
  • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
  • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
  • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
  • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
  • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
  • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
  • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
  • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
  • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
  • Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Третий вариант

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке.
Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях – плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.
Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.
Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

Четвертый вариант

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Читайте также:  Как сшить подушку из лоскутков мебельной ткани

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Источник

Делаем катамаран своими руками

Делаем катамаран своими руками. Выбор материала изготовления и самые интересные решения из труб ПВХ, надувные, морские и прогулочные.

Катамаран своими руками сделать не так уж и сложно , это — одно из немногих плавсредств, которое отличается простотой конструкции и хорошей устойчивостью при эксплуатации. Судно имеет много достоинств, особенно если им приходится пользоваться на малых водоемах.

Подробнее про самодельный катамаран

Базовой основой любого катамарана является полая конструкция , которая делается из труб различного диаметра. Чаще всего это бывают трубы большого сечения. Самодельном катамаран имеет также поплавки, они располагаются вдоль бортов.

Все это придает устойчивость изделию большую, чем у лодки.

Делаются подобные элементы из материалов:

Поплавки надежно предохраняют конструкцию от затопления. Все элементы крепятся вокруг несущей рамы, главное ее преимущество:

  • небольшой вес;
  • максимальный коэффициент прочности.

Прежде чем приступать к изготовлению катамарана своими руками. Важно понять, где судно будет эксплуатироваться, какой груз и каким весом будет перевозиться. От этих базовых параметров зависит характер расчетов.

Грузоподъемность обычно возрастает за счет увеличения внутреннего объема поплавков.

В среднем пропорции такие :

  1. Если длина судна около трех метров, то диаметр баллона составляет около 40 см.
  2. Если длина судна около четырех метров, то внутреннее сечение должно быть до 55 см.
  3. С увеличение длины плавсредства шести метров, прямо пропорционально возрастает внутреннее сечение (до 60 см).

При изготовлении катамаранов своими руками, следует помнить: с возрастанием габаритов уменьшается его способность маневрировать, а также скоростные характеристики.

Как сделать катамаран своими руками

Проблема как сделать катамаран своими руками не является архисложной . Важно, прежде всего, понять каких габаритов будет конструкция, исходя из этого, можно будет выбирать нужные материалы.

Выбор материала изготовления

Материалы могут быть самые разные, например, надувные катамараны, изготавливаемые своими руками, чаще всего используются:

Что потребуется

  1. Рулетка
  2. Болгарка.
  3. Ножовка по дереву и металлу.
  4. Уголок.
  5. Саморезы.
  6. Молоток.

Прежде чем начинать работы, следует сделать чертеж конструкции, произвести необходимые расчеты.

Пошаговый алгоритм действий

  1. Составляются чертежи катамарана.
  2. Подготавливается материал.
  3. Делаются заготовки.
  4. Судно собирается по блокам.
Читайте также:  Как сшить плюшевую обезьянку

Из пенопласта

Самодельный катамаран из пенопласта хорошо использовать для рыбалки, служить он может долгие годы. Пример:

  1. Размер плавсредсва 3760 – 1610 мм. Пластины берутся толщиной от 45 до 15 м. Высота поплавка составляет 210 мм, его ширина 420 мм. В носовой части ставится четыре перегородки и четыре шпангоута. Все переборки выпиливаются из фанеры толщиной 10—14 мм.
  2. Для крепежа берутся алюминиевые трубы, на внешней стороне делается резьба, тогда трубы можно надежно фиксировать.
  3. Для изготовления поплавков (26х26 мм) берется лист алюминия, толщиной 0,4 мм. Крышки делаются из дюраля (толщина 1,6 мм). Конструкция фиксируется в носовой части с использованием уголков.
  4. Палуба изготавливается из брусков. Все стыки и зазоры проклеиваются эпоксидной смолой.

Надувной

Надувной катамаран, который делается своими руками, имеет поплавки в форме барабана, поверхность двухслойная. Для увеличения живучести, поплавки нередко делают в два отсека. Надувная камера инсталлируется в поплавок через специальные проемы. Давление в баллонах для катамарана сделанного своими руками составляет порядка 0,12 атм.

Для подкачки камер лучше всего использовать ножной насос или помпу.

Парусные

Катамаран парусный делается из алюминиевых труб, которые крепятся с использованием болтов и гаек. Чтобы сделать парусное судно такого типа, необходимо будет только произвести некоторые токарные работы.

Парус делается из дюралевых труб, которые вставляются друг в друга. При транспортировке плавсредства в длинные части мачты, инсталлируют элементы рангоута.

Для сплава

Построить катамаран для сплава своими руками для сплава несложно. Сплав по быстрой реке – это всегда приключение. С увеличением размера судно увеличивается его устойчивость. Если катамаран будет управляться с помощью весел, то его ширина не должна превышать 1,3 метра. Если гребцы будут находится на баллонах то ширину можно увеличить до двух метров.

Моторный

Для создания моторного судна может подойти движок для мопеда или мотоцикла.

Силовая установка размещается в центре рамы и надежно фиксируется с использованием болтов. Важно, чтобы двигатель весил немного и имел необходимую мощность.

Морской

Морской водный катамаран делается своими руками по такому же принципу, что и для малых водоемов. У морского судна палуба должна быть более прочной. Для повышения прочности шпангоуты (рейки) следует фиксировать на расстоянии 32 см друг от друга. Плоскость самой палубы делается из двойного слоя фанеры. Гребные колеса изготавливаются из велосипедных колес. Лопасти делаются из резины (толщина до 8 мм). Каждое колесо имеет не меньше 6 лопастей. Руль изготавливается из алюминиевого листа, размер его 220х340 мм

Прогулочный

Размеры прогулочного изделия с педалями:

  1. 3960х1850 м.
  2. Высота поплавка 260 мм.
  3. Ширина 460 мм.
  4. Толщина пластин до 155 мм.

Чтобы изготовить такое судно, необходимо будет 2,1 м3 пенопласта, около 5 квадратных метров фанеры. Уголки делаются из алюминия или нержавеющей стали (3х3 см). Каркас обшивается алюминиевым листом 0,45 мм. Все крепления делаются на болтах.

В остальном изделие собирается по классическому образцу. Нередко дополнительно на прогулочных судах ставят бензиновую силовую установку. Прогулочный самодельный катамаран из пластиковых труб тоже делается довольно часто

Из фанеры

Катамаран из фанеры сделанный своими руками получается легким и прочным. Используются чаще всего бруски из хвойных пород деревьев размерами 27х45 мм и 63х110 мм. Поплавки облицовываются фанерой пропитанной водостойким праймером (толщина 7 мм). Понадобится не менее 4-х листов (1526х1526мм).

Другие виды

Туристическое судно: материал в основном используется пенопласт. Рама в таких конструкциях используется из труб. К ним крепятся резиновые баллоны с воздухом.

Из алюминия делается из материала АМг5, АМг6 и т.п. Для палубы применятся листы толщиной 5 мм. Сложность заключается в сварке алюминиевых листов, судно для этого необходимо специальное оборудование. Алюминий не ржавеет, прослужит долго.

Возможные проблемы и нюансы

Катамаран – это не стандартное судно, оно имеет свои особенности конструкции. Возможные проблемы могут быть связаны с габаритами, для каждого водоема нужен свой «формат» катамарана.

Где брать чертежи?

Все чертежи бесплатно можно найти в сети.

Можно посмотреть где-то, как делаются различные узлы?

В «Ю-Тубе» есть большое количество видео материала

Какой минимальный размер судна допустим?

Порядка 2,5 метра.

Вывод

Свой катамаран сделать самостоятельно несложно, себестоимость будет раза в 3-4 ниже , чем покупать такое судно в магазине.

Источник