Меню

Сшить и склей лодку своими руками



Метод сшей и склей силовой набор. Фанерный джонбот по технологии «Сшей и Склей» история строительства

Все фото из статьи

Моторная лодка из фанеры своими руками интересна многим нашим соотечественникам по двум причинам – творческой натуре и более низкой себестоимости. Несмотря на кажущуюся сложность проекта, в нём можно разобраться и воплотить в жизнь.

Но для этого крайне необходим такой фактор, как ваше желание это сделать. К тому же, то, что вы сделали самостоятельно, будет для вас дороже в моральном плане, так что оставайтесь с нами, и мы вам ещё покажем видео в этой статье.


Лодка джонбот из фанеры своими руками сделана под установку мотора

Делаем плавсредство небольших размеров


Вы можете использовать этот чертеж лодки КАДЕТ из фанеры своими руками

Примечание. Мы не будем рассматривать конкретную конструкцию, например, чертежи складной лодки из фанеры своими руками. Нашей целью является рассказать вам об общих принципах и способах изготовления небольших плавсредств.

Необходимые материалы и инструменты


Сортамент фанеры

  • чтобы изготовить лодку из фанеры своими руками, вам, естественно эта самая фанера и понадобится, только разной толщины;
  • для корпуса понадобится толщина листа 5 мм, а вот для киля и шпангоута уже нужно будет 10-15 мм толщины (длину панели подбирайте в зависимости от длины корпуса);
  • как вы понимаете, здесь нужна качественная продукция, поэтому, вам придётся выбрать для работы либо элитный E, либо 1-ый сорт – цена, конечно, будет выше, зато вместе с ней поднимется и качество;
  • кроме того, важна пропитка деревянного шпона, от которой зависит водонепроницаемость и прочность фанеры – наиболее лучшими марками здесь можно назвать ФСФ или ФСФ-ТВ (горючеустойчивая), ФБ и БС (авиационная – применялась также в кораблестроении).
  • для оформления бортов, монтажа сидений и обустройства распорок внутри корпуса лодки, вам понадобится цельная древесина;
  • лучше всего для этой цели подойдёт обрезная доска из сосны – она легче лиственницы, но благодаря содержанию смолы, хорошо переносит намокание.
  • для стягивания корпуса и соединения других деталей в цельную конструкцию, здесь понадобится шовный материал;
  • для этого можно использовать тонкую вязальную стальную или медную проволоку, толстую капроновую леску или пластиковые хомуты.
  • для того чтобы лодка не протекала, все швы нужно заделать водоотталкивающим клеем – на данный момент их продается очень много;
  • как показывает практика, для этой цели лучше всего подходят составы на основе полимерных смол;
  • для герметизации швов также используют стеклоткань – ленту из неё сажают на клей по стыку;
  • также можно для этой цели использовать стеклопластик, оклеивая ним борта и днище;
  • для защиты от набухания используют водоотталкивающие лаки и клеи, пропитывая ними корпус и перемычки – для этого можно, к примеру, использовать бакелитовый лак или клей;
  • кроме пропитки, вам также понадобится полимерная краска, которая будет служить дополнением к влагоустойчивости и украшать вашу лодку.
  • чтобы сделать лодку своими руками из фанеры, вам, конечно, понадобятся инструменты и, в первую очередь, это дисковая пила и/или электрический лобзик (ножовка тоже пригодится);
  • набор ручных столярных инструментов в виде молотка, стамесок, пассатижей и тому подобное;
  • шлифовальная дисковая или ленточная машина;
  • ленточные или стальные струбцины;
  • малярные кисти для нанесения пропиток и лакокрасочных материалов.

Выбираем чертёж


Можете использовать эти чертежи лодки-плоскодонки из фанеры своими руками

Важно! Прежде чем начать сборку, найдите подходящие именно в вашем случае чертежи – как сделать лодку из фанеры своими руками , это может быть плоскодонная лодка для рыбалки, которую вы будете использовать на выходные дни или байдарка для турпоходов во время отпуска. Но если вы уже искушены в «кораблестроении», то можете попробовать начертить такой проект самостоятельно, но здесь очень важно рассчитать грузоподъёмность, чтобы плавсредство не опрокинулось при эксплуатации.


Чертежи лодки своими руками из фанеры с указанием деталей

Читайте также:  Юбка длинная интересная сшить

Итак, если вы конкретно знаете, для какой цели вам нужна лодка, то можно заняться поиском в специальной литературе, журналах, сети Интернет или составить самому чертеж для изготовления лодки из фанеры своими руками, который подойдёт вам более всего. Когда выбор сделан, не спешите сразу же наносить контуры детали на фанеру или доску – сначала сделайте бумажные шаблоны всех деталей в соответствии с размерами проекта, который вы выбрали.


Склеивание «на ус» производится в соотношении 1/7

Конечно, лучше всего, если вы будете использовать цельный материал для изготовления деталей, но, к сожалению, не всегда удаётся подобрать лист нужной длины. Тогда производится склеивание двух заготовок «на ус», как это показано на верхнем изображении. Основное требование для формирования соединения заключается в том, чтобы длина косого среза была примерно в 7-10 раз больше, нежели толщина заготовки.

Например, если это бортовая часть, и вы использует там фанеру толщиной 5 мм, то длина среза должна быть от 35 мм до 50 мм. Чтобы соединение получилось прочным, его намазывают клеем и зажимают струбцинами на период окончательного отвердевания состава, который вы используете (производителем всегда прилагается инструкция, где указано время отвердевания).

Пока соединенные заготовки будут сохнуть, вы можете заняться заготовкой деревянных брусков, из которых, согласно вашему чертежу, будет изготовлен каркас будущего плавсредства.

Рекомендация. Следует отметить, что собирать проекты лодок из фанеры своими руками на полу или на земле очень неудобно. Поэтому, чтобы облегчить сборку, вы можете сделать козлы высотой 60-80 см (в зависимости от вашего роста). Для такой конструкции подойдут бруски 50×50 мм.

Собираем корпус


Детали для сборки корпуса

Будем считать, что вы уже вырезали бумажные шаблоны и теперь переносите их на древесину – фанеру и доски. Для того чтобы шаблон не съехал при обводке контуров, можете зафиксировать его кнопками или даже канцелярским клеем, который потом смоете или очистите наждачной бумагой.

Учтите, что максимальный допуск на погрешность в размерах может быть не более миллиметра в одну или в другую сторону. В противном случае детали попросту не сойдутся.

Вырезаете детали ножовкой, циркуляркой или электролобзиком, после чего склеиваем транцевые части и шпангоуты, чтобы получить нужную толщину и прочность. Вы, скорее всего, обратите внимание на то, что склеенные детали имеют необычно большую массу, но это не имеет значения для проекта в целом.

Если вы предполагаете использовать для лодки мотор, то транцевую корму следует усилить стеклотканью, а на края доску из твёрдых пород древесины, например, из лиственницы.

Рекомендация. Для увеличения прочности стыковок транцев и шпангоутов места соединения можно усилить саморезами с антикоррозийным покрытием. Но длина шурупа должна быть такой, чтобы он не мог прошить деталь насквозь, то есть, он должен быть немного короче.


Здесь видно, как прошито днище

Теперь устанавливаете транец на козлы и начинаете крепить к нему заготовленные детали для бортов и днища, которые сводятся в одно место на носу лодки. Крепёж деталей, как вы уже поняли, делается с помощью вашего шовного материала. Очень важно, чтобы все стыки сошлись, и если вы раскроили их правильно, то проблем возникнуть не должно.

Стеклоткань на швах

В данном случае для проклеивания швов использована эпоксидная смола и двуокись кремния в соотношении 1/1, с консистенцией густой сметаны. Угловые стыки усиливаются галтелями в виде треугольного профиля.

Читайте также:  Сшить пончо выкройки пончо больших размеров


Вклеенные шпангоуты

После того как швы, заклеенные стеклотканью внутри и снаружи, просохнут, вкладываем и приклеиваем шпангоуты (клей остаётся тем же самым). Если ширина лодки будет большой, то присоединение шпангоутов можно усилить стеклотканевыми полосами внахлёст.

После этого на днище лодки укладываем настил из досок, а также монтируем уключины и сиденья. В тех случаях, когда на плавсредстве чертежи-выкройки лодки из фанеры своими руками предусматривают коклит или крышку для создания ниши в носовой части, то эту деталь фиксируют клеем или саморезами к бортам и шпангоутам.


На фото – коклит и сиденья установлены

Теперь вам нужно дождаться, пока все собранная конструкция окончательно высохнет. После чего лодку переворачивают вверх дном (на козлах или кладут на землю) и шлифуют снаружи всю поверхность, используя для этого дисковую или ленточную шлиф-машину.

Кстати, швы стеклотканью снаружи заклеиваются именно после шлифовки деревянной поверхности. И, хотя об этом виде работы уже говорилось, заранее его выполняют только по шлифованной фанере типа Ш1 или Ш2.

Теперь можно приступать к пропитке и малярным работам. Для пропитки неплохо подходят целевые препараты для морских и речных конструкций от . Вся плоскость шпаклюется специальной грунтовкой, причем так, чтобы не было видно швов. После этого вы можете покрасить лодку в понравившийся вам цвет.

Делаем лодку из фанеры

Прежде чем мы начнем планировать проект, нужно определиться с необходимыми для изготовления лодки из фанеры вещами.

Что потребуется

Во-первых, для работы нам понадобится достаточно просторное помещение, в котором будет постоянно поддерживаться адекватная температура и влажность воздуха. Можно заняться этим и на улице, но только в летнее время (также есть риск того, что в ответственный момент разыграется ветер и сильный дождь). Температура и влажность — это важные факторы, от которых напрямую зависят характеристики будущей лодки и успех всего проекта в целом. Дерево (даже в виде фанеры) — это материал, который очень требователен к условиям окружающей среды.

Из инструментов нам обязательно понадобятся принадлежности для начертания схем на бумаге, а также средства для создания отметок на заготовках. От этого зависит точность наших работ, что очень важно для будущей лодки. Также нам понадобится лобзик (лучше — электрический), топор, молоток, струбцины, пила и инструменты для создания соединения (столярный степлер, шуруповерты). На этапе создания лакокрасочных и пропитывающих покрытий понадобятся кисточки и шпатели.

В качестве основной заготовки можно использовать листы фанеры размером полтора квадратных метра и толщиной в 4-5 мм. Также нам понадобится стойкий к воде клей, пропитка для защиты от воды, лакокрасочные материалы, металлические полосы и стеклоткань (для оклейки корпуса).

Все эти материалы мы будем использовать на этапе сборки лодки.

Чертежи

Если вы обладаете конструкторскими знаниями и опытом и умеете строить чертежи, то вы вполне можете с нуля разработать свою конструкцию для лодки из фанеры. Перед этим желательно изучить основные сведения о конструкции плавательных средств для того, чтобы учесть специфику работы с лодками и сделать ее поведение на воде предсказуемым. Если же вы не сможете сами нарисовать чертеж, то подберите подходящий в интернете. Есть много разных чертежей, по которым разные люди успешно построили десятки лодок. Такие чертежи даже можно в некоторой степени подстраивать под своим нужды, но если вы не уверены в своих знаниях, то лучше не вносить серьезных изменений в конструкцию.

Всё для лодок

Мечта собрать и сделать эту лодку была давно… С детства… Но тогда не было опыта и средств… Теперь же накопил и решился… В итоге получилось…

Читайте также:  Как сшить платье по скачанной выкройке

И вот… Каркас из алюминиевых дуг был сделан еще в детстве из «раскладушек» и он пролежал у меня в гараже лет так с двадцать… И в этом году «руки» дошли сварганить обшивку и спустить результат на воду… Сперва хотел сделать из нержавейки, но такая конструкция не разборная… Поэтому решил все же делать обшивку из мягкого материала по технологии как у байдарок… Остановился на баннерной ткани… Мягкая и стоит недорого (иногда некоторые фирмы отдают брак бесплатно)… В город ехать не хотелось (там в крупной рекламной компании были готовы отдать ткань бесплатно) поэтому купил рядом с домом баннерную ткань размером 3х4 метра за 700 руб., в эксплуатации не была (брак только по покраске), плотностью 600. А также два бутыля клея супер-НН (т.к. не надувнушка (давление не сильно) прикинул, подойдет))… Плюс три кисти и валик… Расходники для обшивки приобрел, но… Как по существующему каркасу лодки точно сделать выкройку. Думал долго, измерял – легко ошибиться… Но хорошая мысля пришла все таки… Корпус собранный обмотал скотчем: липкой стороной вверх, а вторым слоем липким вниз… Решение простое и недорогое… Приобрел в магазине скотч, метров так 200… И обмотал… [/size]

Далее встал вопрос, как ровно разрезать, чтобы не ошибиться… Применил по линии разреза малярный скотч… [/size]

Далее просто наложил лекала, отметил несмываемым маркером контур (плюс 3 см), вырезал ножом (если поворот, то ножницами)… Вырезал заготовки… [/size]

Для склеивания ткань (ПВХ) обезжиривал ацетоном (ушло 3 бутылки). После швы промазал кистью, прокатал валиком, далее (на следующий день) шов проклеил сверху дополнительной полосой для крепости, опять прокатал валиком… В итоге получилась лодка… [/size]

Обшивка лодки вышла на славу… Но я не учел, что ее нужно будет разбирать, только после того как склеил по корпусу обшивку, начал думать, как ее сделать разборную… Обратился к сайту байдарочников, там подсмотрел «замки»… Кстати, простая конструкция! Но было поздно… Обшивка натянута. Прочно, точно держит обводы корпуса… Это не что разъединить, точнее разжать металл обвязанный ПВХ… Три часа мучений – и все же я растянул обшивку, благо был солнечный день… В середине каркаса лодки сделал «замки»… [/size]

Далее все стало намного проще. Сборка и разборка начала занимать гораздо меньше времени. [/size]

Мое компактное плавсредство начало складываться и умещаться в сумке… [/size]

После был тест-драйв… «Выезд» (приделал колесо к лодке) на ближайший водоем… Сборы… [/size]

Ребятенку моё творение понравилось… (стлань сделана из старых защитных жалюзей). [/size]

Но как оно будет на воде, и как до нее добраться… Да очень просто: лодка-тачка… IMG_7399[/size]

Так и задумывалась: не надувная, а с твердым корпусом, что бы каждый раз при спуске на воду ее не «надувать» и не собирать. Триста метров прошли нормально, даже по крупному гравию… [/size]

А по мягкой земле вообще хорошо… [/size]

На месте легкий переворот… [/size]

И плавсредство на воде… [/size]

Полностью снаряженное к лову карася… (подсачек и удочка приторочены к «скелету» лодки). [/size]

Дальнейший тест: лодка по гладкому озеру пошла как «перышко», не заглубляется, ход хороший, грести – просто удовольствие… IMG_7423 Проверил плавучесть, достойная… Посадил в лодку ребятенка… [/size]

Лодка оказалась легкой. Потом меня по озеру уже катал ребенок.. [/size]

Далее ещё покатал сына, возвращаемся… [/size]

Мне же снова на рыбалку… В итоге крупный карась – с берега таких сроду не было… [/size]

Источник