Меню

Новогодний костюм армянки сшить



«Тараз». Мастер-класс по изготовлению национального женского костюма восточной Армении.

МБОУ ДОД «Большеболдинский Дом детского творчества»

Национальный женский костюм восточной Армении

Астраханцева Ольга, 15 лет

педагог дополнительного образования

Сковородова Татьяна Владимировна

Село Большое Болдино

Традиции армянского народа

Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Национальный женский костюм восточной Армении (тараз)

Национальный костюм восточных армянок состоял из длинной красной рубахихалав .

Красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия. По бокам халава вшивались косые клинья. Рукава — широкие и прямые,с ластовицами. Вырез горловины рубахи круглый с расшитым продольным разрезом на груди.

Под халав надевали длинные шароварыпохан красного цвета . Их нижняя часть шилась из более дорогой, орнаментированной ткани. У щиколоток шаровары присборивали. Нижние края должны были выступать из-под рубахи.

Поверх рубахи армянки восточных областей надевали платьеархалух , которое обычно изготавливалось изсатина, ситца, шелка, парчи, плюша, в зависимости от достатка. Женский архалух чаще всего был синего, зеленого или фиолетового цвета. Застегивался он только наталии. Глубокий вырез на груди подчеркивал особое изящество женской фигуры. Чуть ниже бедер на архалухе делали два боковых разреза, так что на нем получалось три полы: одна широкая сзади, и две поуже по бокам. Благодаря этому он получил еще одно название – ерекпешкани, что буквально означает «в три полы».

У архалуха, края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром. Рукава застегивались к прорезям на серебряные пуговицы в виде шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия) или серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников. Талию повязывали серебряным поясом или длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев.

Кстати, одежда, украшения женщин и девушек отличались. У последних они были поскромнее. Гардероб же замужних дам был намного богаче. Им ведь в приданое давали самые изысканные таразы со всеми атрибутами. Особенно тщательно женщины и девушки выбирали головные уборы.

У восточных армянок головной убор был более сложным, чем у западных жительниц. Замужним женщинам надевали на голову своеобразную башенку высотой от 8 до 15 — 18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта башенка имела различные названия: палти, пали, баспинд .

Она прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже растительным орнаментом.

Под башенку на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики шах , иногда вместе с кораллами, из-под которых слегка виднелись локоны.

Башенку повязывали несколькими белыми платками. Одновременно эти платки обхватывали и шею. Нижнюю часть лица до ноздрей, туго повязывали сначала белым, а затем и цветным, как правило, красным или зеленым, платком, а иногда был и третий. Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Сверху одевался еще один белыйплаток. Снимать головной убор старались тогда, когда в доме не было мужчин, а простоволосой нельзя было попадаться и на глаза свекрови.

Девушки, в отличие от взрослых женщин, вместо головного убора заплетали волосы в косы (до 20 видов), вставляя в них камешки, металлические и другие украшения.

Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшенияиз золота и серебра (браслеты и серьги, пояса, состоящие из объемных элементов, цепочки, бусы, броши и кольца). Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение.

Читайте также:  Как сшить капюшон ребенку своими руками выкройки

Женщины заплетали волосы в косы. Пышные косы служили одним из важнейших критериев женской красоты.

Наиболее важной частью свадебного обряда была замена девичьей прически, одной или нескольких косичек, на женскую — две косы.

Косметикой женщины в Армении почти не пользовались, за исключением черной краски для ресниц , которую хранили в специальных чехольчиках ручной работы.

Разнообразием отличалась у армян и обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные лаптитрех, изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их «шнуровали» на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы – гулпа . Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Такие туфли шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин из красной или черной

Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично.

Художественная выразительность армянской женской национальной одежды делась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем.

Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия. Этот вид вышивки носит также названия Переплетенной армянской вышивки, вышивки Марах (Marash, по названию города, считающегося местом ее возникновения), а также Мальтийской вышивки. Пожалуй, в мире больше известно наименование «Мальтийская вышивка», но возник и развивался этот вид рукоделия в Армении, а на Мальту пришел уже несколько позднее, в Средние века.

Внешне узоры армянской вышивки удивительно напоминают шедевры армянских камнерезов, то же затейливое переплетение, полное гармонии и почти музыкального ритма.

С прошлых веков сохранились уникальные шедевры, выполненные в технике Армянской вышивки. В армянских семьях в этой технике часто украшались покрывала на кровать, наволочки, скатерти, другие предметы домашнего обихода. Традиционная тематика для вышитых работ — армянский восьмиконечный крест с восьмиконечной звездой внизу (сохранившейся, как отголосок языческой культуры, еще со времен царства Урарту), а также вышитые буквы армянского алфавита.

Армянскую вышивку отличает особенный, переплетенный вид стежков. На первый взгляд эта техника может показаться очень сложной, но красота выполненных в этом стиле работ стоит того, чтобы потратить время и овладеть уникальным видом рукоделия.

Материалы и инструменты

Ткань велюровая синего цвета.

Ткань шелковая красного цвета.

Ткань орнаментированная красного цвета.

Ткань атласная бордового цвета.

Ткань атласная белого цвета.

Ткань капроновая белого цвета.

Тесьма, шнур, косая бейка, лента, сутаж золотистого и серебряного цветов.

Пайетки, серебряные цепочки, украшения золотистые и серебряные.

Нитки металлизированные золотистые и серебряные.

Картон, клей (ПВА, момент), пластилин

Красные акриловые краски, кисточка.

Деревянные диск, палочка.

Из детского носочка шьем узорчатые носки ( гулпа )

Из красного шелка выкраиваем и шьем вручную (шов «назад иголка») шаровары (похан). Низ шьется из более дорогой, орнаментированной ткани. Внизу шаровары присбориваются, украшаются тесьмой.

Обрезаем кукольные ботиночки, с помощью пластилина удлинняем носа, загибаем немного кверху. Техникой папье-маше обклеиваеи их в два слоя, затем красим акриловой красной коаской.

Из красной шелковой ткани выкраиваеи и вручную шьем рубаху ( халав), украшаем пайетками,

тесьмой золотистого цвета.

Из велюровой ткани синего цвета выкраиваем и шьем платье ( архалух) , украшаем косой бейкой золотистого цвета, серебряной ленточкой, пайетками. Рукава обшиваем шнуром, серебряными цепочками, пайетками.

На золотистую ленточку нашиваем монетки (пайетки).

Из картона и атласной ткани бордового цвета изготавливаем головной убор башенку ( палти ). Украшаем тесьмой и бусами.

8.Делаем платки: из красного и белого шелка (ими закрывается нижняя часть лица до ноздрей), из белого атласа (им закрепляентся башенка на голове), белый капроновый (одевается сверху).

Готовим серебряные украшения: ожерелье, шарики, пояс.

Делаем макияж и прическу (пушистые косы).

Изготавливаем подставку для куклы.

Устанавливаем куклу на подставку и начинаем одевать.

Талию повязываем серебряным поясом.

На лоб крепим ленту с монетами.

Нижнюю часть лица повязываем двумя платками- белым и красным.

Поверх одеваем башенку.

Башенка фиксируется белым платком атласным, который повязывается вокруг шеи.

По обеим сторонам лица через виски укрепляем серебряные шарики ( шах) , из-под которых слегка виднеются локоны.

Читайте также:  Разбор по составу слова сшить по

Сверху одеваем еще один платок, который так же закрепляется серебряными шариками.

Костюм выполнила Астраханцева Ольга, 15 лет.

Армянский форум Вардананк.

Сайт Open Armenia — Worldwide Armenian Forum.

Сайт национальный акцент, медиа-проект межэтнической журналистики.

Социальная сеть работников образования Оганесян В.А. учитель армянского языка.г. Армавир. Конспект открытого занятия «Армянский национальный костюм».

Источник

Армянки — мои куклы, особенности армянского народного костюма

Мои куклы в армянских костюмамх:

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Читайте также:  Как ровно сшить дипломную работу

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Источник