Меню

Как сшить украинский передник



Как сшить украинский передник

Я — веселая дивчина
Из соседней Украины.
Борщ люблю я и пампушки,
А еще – плясать с подружкой.

Я – девчонка с Украины,
Где есть горы, полонины,
Где в полях растёт пшеница,
Рожь густая колосится.
Славный будет урожай!
В гости, друг мой, приезжай!

Вариант первый, стилизованный

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
«УКРАИНКА»

состоит из элементов:

1. Длинная рубаха (платье)
2. Юбка
3. Полувенок
4. Сапожки
5. Бусы

Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань голубого и желтого цвета для юбки, широкие атласные ленты, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки.

Описание работы
Платье-рубаха.
Сшить платье-рубаху с воротником стойкой по выкройке и описанию (см. здесь). На раскроенные детали настрочить узкую тесьму (полочка и рукава), после декорирования стачать детали. Широкой тесьмой украсить воротник и подол.
Можно использовать более простое построение выкройки. О том, как раскроить и сшить славянскую рубаху, см. здесь. В женском варианте нужно сделать разрез под застежку по центру.

Юбка.
Сшить юбку-восьмиклинку, чередуя голубые и желтые клинья.

Венок.
К широкой атласной ленте с боков пришить искусственные цветы. Добавить несколько атласных лент. Завязать сзади на пышный бант, предусмотреть невидимки.
Еще один вариант: на заколку прикрепить искусственные цветы, приколоть к волосам с боков, прихватывая атласную ленту.

Сапожки.
Подобрать готовые красные сапожки. Как вариант, можно сшить сапожки из мягкой искусственной кожи или замши. Удобнее всего обшить готовые тапочки, отдельно сшить голенища, предусмотрев штрипку внизу и широкую резинку вверху.

Бусы.
Использовать готовые красные бусы в несколько рядов.

Вариант второй, классический

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
«УКРАИНКА»

состоит из элементов:

1. Блуза
2. Юбка
3. Передник
4. Жилета
5. Сапожки
6. Бусы

Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань синего цвета для жилета и фартука, ткань в крупную клетку для юбки, широкие атласные ленты, нарядная тесьма, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки, термоаппликация «цветы» или любая ткань с цветочным узором; широкая эластичная лента (резинка)

Описание работы
Блуза.
Традиционно в состав украинского костюма входит платье-рубаха (см. вариант 1), но т.к. комбинация [платье + юбка + фартук] слишком тяжела для ребенка, предлагаем сшить короткую блузу. Описание см. выше.

Юбка.
Сшить простую юбку-«татьянку» длиной до колена.

Жилет.
Выкройка жилета очень простая. Её можно построить на глаз, а можно вычертить по готовой одежде (например, по пижамной блузе). Жилет необходимо украсить тесьмой и крупной аппликацией «цветы».

Передник.
Передник сшить из той же ткани, что и жилет, декорировать тесьмой и аппликацией.

Венок.
Из атласа сшить длинную трубу (охват головы + 20 см), вставить в нее широкую эластичную ленту (резинку) по размеру головы. При этом трубу надо присобрать.

Концы резинки сшить. Затем сшить концы трубы по кругу. Это основа венка. К основе пришить искусственные цветы и несколько атласных лент.

Бусы. Использовать готовые разноцветные бусы в несколько рядов.

Из архива фотоконкурсов:

Описание, эскиз, схемы: Людмилы Орловой,
рисунок костюма Украинка: Елены Крампец,
координирование и верстка: Татьяны Евтюковой

Материал подготовлен специально для детского портала «Солнышко»
и опубликован 6 ноября 2009 года.

Только для личного использования! Перепубликация в других изданиях запрещена!

Источник

Традиционный украинский женский костюм

22.01.2014

Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.

Традиционным украинским считается женский наряд Среднего Приднепровья, тогда как в Полесье сохранились наиболее архаичные элементы народного костюма. На Подолье можно заметить значительное влияние молдавской культуры на формирования одежды этого региона, а на северо-западе Украины — польской.

Главной составляющей женского наряда является вышиванка, которую еще называют кошулей или сорочкой. Она была немного длиннее, ежели мужская вышиванка , и состояла из двух частей: нижняя шилась из более плотной ткани, ежели верхняя. На Закарпатье эти две части шились отдельно, тогда как в других регионах более популярными были цельные рубашки (укр. додільні), которые считались праздничными.

В восточной части страны носили вышиванки без воротника, которые считаются более древними, а вот в западных регионах — с воротником, чаще всего с отложным.

Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.

Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.

Юбка

Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.

Запаска была повседневной одеждой и не имела рисунка или каких-либо элементов декора. Чаще всего запаски шили из красной, синей или зеленой шерстяной ткани. Женщины носили две запаски разных цветов — “попередниця” и “позадниця”. К верхним углам запаски часто пришивали тесемки, которые обвязывались вокруг талии.

Дерга также была разновидностью повседневной одежды и состояла из трех длинных кусков ткани, которые плотно обхватывали корпус женщины. Ширина дерги — 3 м, длинна — 60-70 см. Традиционно эта часть гардероба шилась из плотной черной материи и обвязывалась широким поясом.

Плахта являет собой элемент праздничного женского костюма. Шили ее из клетчатой шерстяной ткани, а затем вручную украшали шерстяными и шелковыми нитями. Длинна плахты — 4 метра. В некоторых регионах встречались плахты из шелка и парчи. По всей видимости, были они только у очень богатых женщин.

Все элементы женского костюма изготовлялись собственноручно, наши предки не могли просто пойти и купить вышиванку на улице. Над каждой частью гардероба, особенно праздничного, женщина проводила немало бессонных ночей.

Пояс

Неотъемлемым элементом как мужского, так и женского гардероба украинцев были пояса. Прежде всего, они выполняли функцию оберега. Наши предки верили, что пояс способен защитить и уберечь от злых сил. Праздничные пояса имели длину 3-4 метра, и несколько раз обматывались вокруг талии. Концы пояса украшали кистями, которые могли свисать до колен и даже ниже. Невесту традиционно подпоясывали вышитым рушником.

Головной убор

Главным отличием женских головных уборов от девичьих было то, что они должны полностью прикрывать голову, не оставляя ни единого волоска. Для замужней женщины было недопустимым появиться в обществе или в церкви с непокрытой головой.

Одним из распространенных женских уборов был платок. Поверх него часто одевали кибалку, которая имела форму дуги или обруча, на которую накручивали волосы. Кибалка служила каркасом для верхнего головного убора. Замужним женщинам позволялось носить разноцветные яркие платки. Сперва женщины одевали на голову очипок, плотно обхватывающий голову, а поверх него красивый платок, концы которого завязывали на лбу. Очипок был обязательным убором для замужней женщины, и снимала она его лишь перед сном.

Молодые девушки традиционного носили венок из живых и искусственных цветов, украшенный лентами. Украинский венок сегодня известен далеко за пределами страны. О модных тенденциях, связанных с венками вы можете прочитать в нашей статье Модный тренд: цветочные венки . Среди других разновидностей девичьего головного убора известны ленты, платки, куски серебряной или золотистой парчи, металлическая проволока с подвесками или цветами, раскрашенный картонный круг и другие. Все эти уборы не закрывали голову и оставляли открытой косу — главную гордость украинок. В отличие от русских девушек, украинки чаще всего заплетали волосы в две косы. украшая их разноцветными ленточками.

Обувь

Женская обувь изготовлялась из кожи. Чоботы с высоким голенищем шились без каблуков, его обычно заменяла железная подкова. С обувью в украинцев связано много обрядов и традиций. Так, зять непременно должен быть подарить теще красные сапоги.

Украшения

В обыденной жизни женщины практически не носили украшений, но вот в церковь или на какое-либо празднество они украшали свою шею невероятным количеством бус и дукатов. Часто о состоянии женщины или девушки судили именно по ее украшениям. В воскресенье в церковь молодые девушки одевали свои лучшие венки и намиста. Встречали разноцветные украшения, хотя наиболее популярными были красные и синие.

Женский традиционный костюм не канул в небытие, множество его вариаций мы можем видеть и сегодня. Второе рождение переживают женские вышиванки , у модниц особой популярностью пользуются цветочные венки. Если вам необходимо купить вышиванку в Киеве или любой другой элемент традиционного костюма, то мы с радостью поможем вам подобрать необходимую вещь.

Запаску или плахту обязательно украшал пояс

Запаску или плахту обязательно украшал пояс

Женский головной убор

Головной убор на Буковине

Молодые девушки часто одевали на голову ленты

Поверх платка часто одевали кибалку, которая имела форму дуги или обруча

Современная запаска: «попередниця» и «задниця»

Незамужние девушки могли подпоясывать вышиванку

Венок с лентами

Женский головной убор

Праздничный наряд с плахтой

Венок для молодых девушек

Женский головной убор

Женский головной убор

Украинки чаще всего заплетали не одну, а две косы

Замужние женщины обязательно убирали вышиванку в юбку

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Стиль, мода, дизайнеры (22)
  • для детей (20)
  • сказки, рассказы (11)
  • раскраски (8)
  • смысл жизни (9)
  • цели, желания (7)
  • родовые поместья (1)
  • (0)
  • архитектура, памятники (5)
  • вкусно. (121)
  • торты, десерты, пироги (56)
  • салаты, закуски (42)
  • мясные и рыбные блюда (12)
  • варенье, джемы (4)
  • заработок (1)
  • здоровье (32)
  • идеи для дачи (7)
  • из истории (67)
  • вещей (31)
  • различных продуктов (3)
  • рукоделия (вышивки, вязания. ) (22)
  • игрушки (10)
  • моды (8)
  • бытовой техники (швейной машины и т.д.) (2)
  • иллюстрации (69)
  • интересно почитать и посмотреть (173)
  • проза, разное (69)
  • фильмы (49)
  • поэзия (44)
  • притчи (8)
  • интерьер (81)
  • картины,фотографии (75)
  • коты (43)
  • кофе, чай (21)
  • красота (21)
  • природная (6)
  • рукотворная (13)
  • музыка (21)
  • народный костюм (9)
  • негатив (1)
  • оформление дневника (9)
  • познавательно (116)
  • праздники (169)
  • Новый год (102)
  • Пасха (55)
  • День святого Валентина (5)
  • 8 Марта (5)
  • Масленица (1)
  • путешествия (4)
  • рукоделие (70)
  • своими руками (2365)
  • аппликация (239)
  • закладки для книг (11)
  • валяние из шерсти (10)
  • мыловарение (4)
  • творим из пластиковых бутылок (3)
  • плетение из газет (2)
  • украшения из застежки — молнии (1)
  • бисероплетение (1)
  • вышивка (226)
  • вязание (895)
  • декупаж (6)
  • домики (48)
  • игольницы (44)
  • игрушки (566)
  • изделия из фетра (139)
  • квиллинг (11)
  • открытки, альбомы (76)
  • поделки (181)
  • подушки (93)
  • прихватки (25)
  • пэчворк (292)
  • сумки, косметички (220)
  • улитки (12)
  • шитье (145)
  • стоит побывать (13)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 3 — УКРАИНА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)

В далекие 1980-е годы я приобрел для предмета «История костюма» набор открыток «Украинский народный костюм». Вот и вновь пригодился материал для очередного поста. Автор рисунков — художник А. Перепелиця.
Автор предисловия и комментариев к рисункам — Вадим Миронов (Прим. перевод текста — мой). Я позволил себе чуть подредактировать текст автора, убрав оттуда «социалистическую» тематику.

Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков.
Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от тяжелой действительности. Скажем, вышивание — это было не просто ремесло, это проявление народного таланта, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.
Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент.
Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья.
Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю.

Буковина. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.
Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.

Костюм юноши.
Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками».

Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером.

Мужской костюм.
Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом.

Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры».

Львовская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и пестрое ожерелье.

Мужской костюм.
Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные.

Черниговская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи.

Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Костюм юноши.
Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»).

Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками.

Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани пвязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.

Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках».

Волынская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка.

Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои».

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля.

Костюм юноши.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами.

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.

Харьковская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи.

Женский костюм.
Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой.
Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками.

Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.

Мужской костюм.
Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы.

Донецкая область Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз).

Современные художники-модельеры часто обращаются к лучшим образцам народной одежды. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма. И это не простое отображение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность традиций.

Житомирская область. Вторая половина XX века

Женский костюм.
Хлопчатобумажная рубашка, сшитая по традиции с уставками, с вышитыми рукавами. Нагрудник из шерстяной ткани синего цвета является комплексом лифа с юбкой, фартук из такой же ткани, украшенный вышивкой гладью и мережкой. Платок цветастый шерстяной. Украшения: плетёнка из бисера и бусы.

Девичий костюм.
Белая шелковая блузка с коротким рукавом и традиционным орнаментом, вышитым вдоль пазухи и на рукавах. Сарафан из цветастой ткани отрезной, в талию. Украшения: плетёнка из бисера светлых цветов.

Тернопольская область. Вторая половина XX в.

Мужской костюм.
Рубашка синего цвета на кокетке, с полихромной вышивкой манишки, манжетов и подола. Брюки темные из фабричной шерстяной ткани. Рубашка носится преимущественно поверх штанов «под пояс».

Девичий костюм.
Блузка со сплошным вышитым рукавом. Вырез горловины обшит плетеной сеточкой из разноцветных нитей. Безрукавка — «сердак» обшита по полам тесьмой. Юбка из шерстяной ткани в цветочек.

Тернопольская область. Ивано-Франковская область. Семидесятые годы XX в.

Костюм девушки.
Рубашка из фабричного полотна с типичными для Подолья цельнокройными рукавами. Округлость рукава присобрана. Рукава, пазуха и низ расшиты разноцветными узорами. Безрукавка и юбка составляют один ансамбль, они из тонкой фабричной шерсти традиционного для Подолья темного цвета. Юбка в складку с расшитым подолом. Безрукавка в талию, полы ее ярко расшиты. На ногах традиционные туфли — «лапти».

Женский костюм.
Блузка из фабричной ткани с цельнокройными рукавами. Вышивка на рукавах и пазухе однотонная (черная) или двухцветная (черный с красным). Широкая юбка из яркой ткани, преимущественно с рисунком (цветы, горошек). Подол юбки украшают, как правило, несколькими поперечными складками.

Винницкая область. Хмельницкая область. 50-70 гг. XX в.

Женский костюм.
В Винницкой области вместо традиционной женской рубашки в современое время вошла в быт рубашка до талии с полихромной вышивкой цветочками на кокетке и рукавах, с обязательной цветком, вышитым на вырезе горловины. Широкая юбка из красочной ткани обшита по подолу зеленым плисом, фартук из ситца с оборкой — «шляркою» украшен цветными лентами.

Мужской костюм.
Белая хлопковая рубашка с кокеткой, от которой вдоль груди сделаны мелкие складки — «фальбаночки». На воротнике, пазухе и манжетах полихромная вышивка. Узкие брюки современного покроя.

Черниговская область. Закарпатская область. 60-70 гг. XX в.

Женский костюм.
Блузка из хлопчатобумажной ткани, сшитая в талию с продольными складками — «зашивками». Фартук украшен вышивкой и кружевом. Украшения: красный бант и «плетёнка» в виде ажурной ленты, вышитой бисером.

Девичий костюм.
Рубашка — «косица»», безрукавка из яркой шелковой ткани, сшитая по традиции «с зубцами» на полах, фартук — «плат», украшенный кружевом и красной лентой. Традиционное шейное украшение «силянка» сделано из бисера.

Ленинградский Дом моделей 70-е гг. XX в.

Женские костюмы, в которых использованы элементы традиционной украинской одежды.
Безрукавка обшита мехом, полы вышиты цветными нитками и тесьмой. Красно-зеленая плахтового рисунка юбка украшена кистями.
Брючный ансамбль. Жакет, расшитый подольским узором. Удачное сочетание красного гаруса и черного фона делают костюм красивым и модным.

Источник

Читайте также:  Пеленатор для малыша сшить