Меню

Как сшить русскую народную ч рную юбку



Русская народная женская юбка в сценическом костюме

Какие народные юбки бывают, особенности кроя и фасона, как сшить русскую юбку своими руками и вписать в сценический образ.

1. История народной юбки: конструктивные особенности

2. Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

3. Типы народных юбок для выступлений на сцене

4. Русская народная юбка для девочки

5. Сшить русскую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История народной юбки: конструктивные особенности

Юбка — это поясная одежда, которую шили из нескольких прямых или косых полотнищ ткани и собирали сзади на талии на вздержку или пояс. Юбки носили на территории всей Руси.

Юбки шили из домашних тканей и из фабричных. Юбки отличались не только по крою, но и по плотности материала, так шерстяные тяжелые юбки с грубоватой фактурой прикрывали подол нижней юбки или нательной рубахи.

Кроме привычных нам юбок в пол, костюмный комплекс русской женщины содержал в себе несколько видов поясных юбок, которые надевались сверху на основную юбку.

Понёва — поясная юбка, которую замужние женщины надевали сверху холщевой рубахи. В основе поневы лежали три полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивали кромками частично или полностью, таким образом получался прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку.

• Распашная понева — прямогугольник из трех полотнищ.

• Понева с прошвой — юбка из трех клетчатых полотнищ и одного полотнища другой фактуры.

• Понева-юбка — сшитая из 4-5 полотнищ клетчатой ткани.

Цвет и росписи русской юбки в историческом и сценическом образах

Ткани, из которых шили юбки, ткали однотонными и из разноцветных нитей, таким образом создавая узнаваемый геометрический рисунок: полоски или клетку. Лицевые поверхности праздничных юбок расшивались гладью разноцветными нитями пышным растительным и геометрическими узорами.

Часто между полотнищами по всей длине или только в нижней части вшивались полосы красной ткани — сукна или кумача. В некоторых случаях не до конца пришитая кумачовая вставка, называвшаяся бедром, располагалась между передним и задним полотнищами. Распашную понёву носили в различных губерниях и даже в селах одной губернии по-разному. Ее либо распускали во всю длину, либо подтыкали за пояс одну или обе передние полы так, что сзади образовывался залом, называвшийся кульком.

При надевании несоединенные спереди полы распашной понёвы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Это вызывало необходимость дополнительно украшать ее подол полосами узорного тканья, вышивкой, прошивками.

Праздничные поневы украшались цветным гарусом, полосами узорного тканья, серебряным кружевом, позументом, тесьмой, шнуром, блестками и т. п. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань понёвы. Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ понёвы. Вертикальные швы украшали вышивкой гладью цветным гарусом, подчеркивали металлическим кружевом, позументом. Особенно богато украшались понёвы молодых женщин.

Типы народных юбок для выступлений на сцене

Сценические юбки как и сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют юбки разных фасонов.

Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте юбки-солнце длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные юбки с узорами народных промыслов — из капсульных коллекций русской павловопосадской и русской хохломской яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.

Казачьи юбки: Донская Казачка, Астраханская Казачка, Казачка праздничная

Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных длинных юбках, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Юбки-миди скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене.

Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте юбки любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества юбки из русской фольклорной коллекции. Это юбка-миди из черной ткани в желтую клетку, пестрая понева, которая надевается сверху на рубаху. Также юбки-макси из капсульных коллекций: русская павловопосадская хоровая юбка, хохломская юбка.

Читайте также:  Как сшить куклу среднего

Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Это юбки из костюмных комплектов: Дымка, Снегурочка Павлопосадская Барыня, Лиса Патрикеевна.

Русская народная юбка для девочки

В зависимости от целей выступления, для девичьего русского-народного образа выбирайте юбки с росписями по мотивам народных промыслов: дымковская игрушка, юбка с имитацией платка с хохломой и гжелью синего и зеленого цветов. Среди моделей взрослых капсульных коллекций есть пестрая юбка понева для девочки, которая надевается сверху рубахи.

Все юбки для девочек длины мини, чтобы детям удобно было танцевать и выступать на сцене. Модели с цветоным рисунком — юбочки коллекции Русское поле: Василёк, Маки, Ромашки, Ромашки с бантиками.

Также более универсальные модели, с помощью которых создавайте узнаваемый русский образ, но без расписных узоров: черная фольклорная юбка и юбка Ромашка с орнаментом.

Сшить русскую женсую юбку своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русскую женскую юбку своими руками, у вас несколько вариантов:

• Купите понравившуюся выкройку.

• Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

• Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

• Сшейте юбку из наборов для пошива.

Женские юбки в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали юбок напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива женской юбки

Если вы построили выкройку и шьете юбку с нуля, выбирайте для нее нерастяжимые и непрозачные ткани. Для юбок советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива народных юбок

Жостовская роспись Дымковская роспись Петербургская роспись
Гжель Весенняя Волховская роспись Гжель Зимняя
Хохлома Травная Городецкая роспись Хохлома Кудрина
Урало-сибирская роспись Мезенская роспись Пермогорская роспись
Осенняя с рябиной Свободно-кистевая Осенняя Рябина

Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.

Источник

Понёва — это элемент русского народного костюма, женская юбка из нескольких кусков ткани

Поневой называется предмет русского народного гардероба (юбка). Ее носили в основном замужние женщины. Народный костюм понева изготавливался из кусков различной материи, но чаще всего из шерсти с расцветкой в клетку. Носить его можно было также просватанным девушкам и при достижении зрелости.

Так что означает это слово? Оно с древнего славянского переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Понева была очень популярна на юге Руси и в Беларуси. Ученые считают, что первые такие наряды возникли в девятнадцатом веке в деревнях. До этого момента женщины носили рубаху с удобным сарафаном.

Юбка-понева носилась с кичкой. Девочки до 15-16 лет носили рубахи до надевания поневы. Эти рубахи опоясывали поясами, изготовленными из шерсти. Обряд по надеванию юбки-поневы проводился при взрослении девочек. В нем обязательно участвовала мать. При этом обряде девушка практически «вскакивала» в эту юбку. С этого момента к ней можно было уже свободно посылать сватов.

Читайте также:  Как самим сшить вечерние платье со шлейфом

В основном женщина, которая надела поневу, ее не снимала уже в течение своей жизни. Но с возрастом покрой менялся, а именно число ярг (кусочков ткани). В те времена у рядовой крестьянки было около 10-15 понев. Все они имели собственное предназначение (Рождество, Пасха, поездки, похороны и прочие поводы).

Ткань

Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником – шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые – не распахивались, в то время как вторые делали это легко.

Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой – добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.

Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.

Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.

Что в себе таила юбка-понева?

Как уже выяснилось выше, понева – это юбка. По цветам и орнаментам ее можно было выяснить, сколько лет ее хозяйке, сколько у нее есть детей, какой имеет достаток и прочее. Эти юбки носили женщины до ХХ века. Длина поневы достигала середины голеней, реже доходила до щиколоток. Также это зависело от места проживания.

При этом если юбка во время работы мешала, ее можно было подворачивать или прятать за пояс. Это делали на работе и на различных праздниках. Таким образом женщина хвасталась искусно расшитым подолом. Изначально, как только данная одежда появилась, между собой составные части не сшивали. Они держались только при помощи пояса.

Виды понев

Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.

При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один – ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.

Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.

Читайте также:  Как сшить женскую пижаму своими руками для начинающих

Чем еще интересна понева?

Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» – национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.

Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.

Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.

На границе Тульской и Рязанской губерний понева – это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.

На севере Рязанской губернии понева – это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.

А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.

Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.

Развитие

Есть мнение, что древнейшие виды этих юбок представляли собой 3 несшитых полотнища. Как уже говорилось выше, ширина станка была 35 см, поэтому и полотнищ было несколько. Потом полотнища начали сшивать, оставляя только один разрез – на боку или спереди. В этом виде тёплые, удобные и нарядные поневы дожили в некоторых деревнях и до прошлого столетия.

Описание

Понева – это юбка, такая же по длине, как и простая рубаха – до щиколоток или икр. Это зависело от традиций определенной местности. В каких-то местах ее спускали ниже талии, или, напротив, старались поднять повыше. Для удобства во время работы углы юбки прятали. Называлось это – носить ее «кульком». Также поневы подворачивали на праздниках для демонстрации вышитого подола рубахи, о чем уже говорилось в статье выше.

Основные различия

Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.

Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.

Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.

Распашные поневы

Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е – «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.

Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины – конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.

Поневы с прошвой — это, видимо, явление более позднее. Крестьянки, собираясь в город, распашную поневу распускали, поскольку было зазорным в городе ходить в подоткнутой юбке.

Источник